Открытая галерея
Москва, Трубниковский переулок 22, строение 2
+7(495) 772 2736
+7(499) 530 2727
ср-пт 15:00 – 20:00
сб 12:00 – 18:00 

Александра Митлянская

 

Александра Митлянская занимается видео с 1998 года, совсем активно – последние шесть лет. Сама она полагает, что фильмы возникли из ее живописи – минималистских «белых» картин, порой обретающих свойства объектов или ассамбляжей. Промежуточной фазой была фотография: смена фотоаппарата на камеру произошла, потому что в этом языке автору не хватало длительности – ощущения текущего времени, работа с которым составляет суть ее художественного метода.
Фильмы при этом очень короткие. За две-три минуты объект съемки демонстрирует разве что свой внутренний ритм: фонари качаются, окна пятиэтажки зажигаются и гаснут, рыбка передвигается между стенок аквариума, – никакое воздействие извне не запускает механизм сюжета. Бессобытийное бытие – как у Хармса: вот я запечатлел момент, в который ничего не произошло.
Между тем что-то все же произошло – только непонятно, как это случилось. Бесформенное – оформилось, очевидное – развеществилось и оказалось обманкой, а отвлеченная структура обернулась сугубо бытовой реальностью. Бесформенное – оно же неузнанное: обретение формы есть, в сущности, усилие узнавания. Переход материи из одного состояния в другое почти незаметен: она обнаруживает не столько способность к метаморфозам, сколько постоянное пребывание в метаморфозе, – при этом наша привычная оптика подвергается испытанию на эту самую привычность: «совы не то, чем кажутся».

Здесь очень тихо, – даже когда на изображение наложен звук; снимаемая натура (а это всегда прямая съемка) «молчит», и мы вынуждены вслушиваться в ее дыхание, фиксировать его сбои, содрогания, пульсацию. Такая напряженная медитативная «исихия»: все важно, во всем присутствует метафизика – даже в яичном желтке, который в этой системе видения уже не желток, а – монада, обладающая значимым самобытием «единица мира».
Словно в благодарность за внимание, натура обнаруживает в себе самой некоторое количество непредусмотренных смыслов. Их считывание зависит и от условий экспонирования и от установки смотрящего. Нетрудно найти для увиденного расширенный контекст (о «живом» и «неживом», о природе и искусстве), – но еще легче довериться тому «дао» вещей, которое, собственно, нам и предъявлено.
                                                                                                                                                    Г.Ельшевская

 

 

"1973". Видео. 2012. Цвет, звук.

 

 

Основные выставки:


Персональные:
1997 Государственный Русский музей. Мраморный дворец. Санкт-Петербург. Россия (совместно с В. Орловым)
2000 "Головы и вокруг". Галерея "Проект О.Г.И.'' Москва. Россия
"Общепит - 1" (совместно с В. Орловым). Петербургский филиал государственного центра современного искусства, Центр изучения современного искусства в рамках фотобиеннале 2000. Москва, галерея 'Le Vall'. Новосибирск. Россия
2001 "Метро" (совместно с В. Орловым). В рамках проекта Государственного центра современного искусства. Галерея "Le Vall''. Новосибирск. Россия
"Головы и вокруг". Галерея ''Le Vall''. Новосибирск. Россия
"Общепит-2". Петербургский филиал Государственного центра современного искусства. Россия
2002 "Красота для всех" (совместно с В. Орловым). Крокин галерея. Москва. Россия
"Nature & Morte" (совместно с В. Орловым). Крокин галерея. Москва. Россия
 

Групповые:
1987 "Выставка четырех московских художников". Выставочный зал на ул. Октябрьская. Москва. Россия
1989 Выставка рисунка. Дом художника на Кузнецком мосту. Москва. Россия
1994 "Современная московская графика". Центральный дом художника. Москва. Россия
''Депозитарий''. Выставка новых поступлений в Фонд культуры России. Москва. Россия; выставочный зал на Солянке, Москва. Россия
1996 "Итоги". Центр современного искусства. Москва. Россия
1997 Собрание Е.Нутовича. Пушкинский музей. Отдел личных коллекций. Москва. Россия
2000 "Супрембыт". Центр "ДОМ". Москва. Россия
"В пространстве традиций". Проект Государственного центра совремеменного искусства. Томский областной художественный музей, Красноярский художественный музей, Кемеровская областная художественная галерея, Новосибирская областная художественная галерея. Россия
2001 "Советская". Галерея "Улица О.Г.И." Москва. Россия
"Адаптация". Музей им А. Сахарова. Москва. Россия
"Натюрморт и фотография''. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург. Россия
"Абстракция в России. 20 век". Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. Россия                        

2010 "Город". Открытая галерея. Москва.

"Мужское начало". Открытая галерея. Москва.
2011 "Земля. Космос. Гагарин". Крокин галерея. Москва
2014 "Детский возраст". Открытая галерея. Москва.