Открытая галерея
Москва, Трубниковский переулок 22, строение 2
+7(495) 772 2736
+7(499) 530 2727
ср-пт 15:00 – 20:00
сб 12:00 – 18:00 

Игорь Макаревич

 

Признанный классик московского концептуализма. Как сказал о
нем один критик, рассматривает культурное пространство как поле
порождения не смыслов, но мифов. Миф не имеет “границ” в отличие
от прочих жанров – это живая структура, способная сворачиваться
или развиваться в любом направлении. Авторская мифология
Макаревича вполне отвечает этим признакам: его инсталляции,
объекты, картины связывают сквозные сюжеты, однако каждый раз
перед нами новый поворот “истории”, где самым замысловатым
образом смешиваются советские тоталитарные реалии, сказочные
персонажи, страницы из учебника по психиатрии, традиции
Достоевского и Гоголя, мрачные гравюры Дюрера, поздние портреты
Малевича... Культурное пространство меняет координаты, как бы
закручивается в спираль, в которой отдаленные явления оказываются
ближайшими соседями. Но Макаревич не позволяет себе прямых
заимствований, “прошлое” в его мифотворчестве пускается в
переработку: так, детский сказочный герой «Пиноккио» вместе с
человекообразным телом получает драматическую биографию и
способность к стилистической мимикрии, которая дает возможность
«проникать» в различные художественные эпохи. Разумеется, его
присутствие в ампирном антураже, отсылающем к картинам Луи
Давида, или в облике «новых людей» Казимира Малевича, вносит
сокрушительную двусмысленность в мерцающую цитату, заставляя
нас разгадывать тонкую интеллектуальную игру, затеянную
автором.
 

 

Игорь Макаревич
1943 родился в селе Триалети, Грузия (СССР)
1955–1962 Московская средняя художественная школа (МСХШ)
1962–1968 художественный факультет института кинематографии (ВГИК)
1968–1971 работал художником на Центральном телевидении
1970 занимался книжной иллюстрацией, оформлял театральные постановки
1980 занимался монументальным искусством
1984 получил звание Заслуженный художник РСФСР
2012 лауреат VII Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства “Инновация” в номинации “За творческий вклад в развитие современного искусства”.
Живёт и работает в Москве.

Основные выставки

Персональные

1979 Выставка на ул. Вавилова, Москва; “Чуйков, Абрамов, Макаревич”. Центр Помпиду, Париж

1990 “Закрытая рыбная выставка” (совместно с Е. Елагиной). Музей МАНИ, Лобня–Москва; “Фридом – Либерти”. Галерея Филлис Кайнд, Нью-Йорк, США

1992 “В пределах Прекрасного” (совместно с Е. Елагиной.). L галерея, Москва; “Три взгляда”. ГЦСИ, Москва

1993 “Девушки и Смерть” (совместно с Е. Елагиной). Галерея Велта, Москва; “Между Оставленностью и Надеждой”. Галерея Велта, Москва; “Закрытая рыбная выставка” (совместно с Е. Елагиной). Галерея Крингс-Эрнст, Кёльн, ФРГ

1994 “Жизнь на снегу”. Государственный Русский музей С.Петербург; “Рассказ Писательницы”. ЦДХ, Москва; “Чайка”. Галерея Art III Инги Хебберт, Берлин

1995 “Игра в крокет”. Галерея OBSCURI VIRI, Москва; “Жизнь на снегу. Путешествие на льдине”. Галерея Kрингс-Эрнст, Кёльн; “Как выжить на летнем снегу”. Галерея “Пальто”, Москва

1996 “Лигномания”. XL-галерея, Москва; “Die Moewe”, Карин Хартин, Берлин

1997 “Частичное изменение”. Галерея OBSCURI VIRI, Москва; “Homo Lignum”. XL-галерея, Москва

1998 “Искания Рая”. XL-галерея, Москва; “Дневники И.Н. Борисова. Избранное”. Международный центр ручной печати, Александрия, Вирджиния

1999 “Избранные места из записей Николая Ивановича Борисова или Тайная жизнь деревьев”. ХL-галерея, Москва; “Homo Lignum 99”. Sрider and Mouse, Москва

2000 “Шведагон” Центр “ДОМ”, Москва; “Музей Борисова”. Центр EDSVIK, Sollentuna, Швеция; “Визионер Борисов, в пределах Прекрасного”. ЦСИ, Нижний. Новгород; “Рисунки старых советских мастеров”. XL-галерея, Москва; “НОМАЖ” (совместно с Е. Елагиной). Патологоанатомический музей ветеринарной Академии, С-Петербург; “Три взгляда”. Художественный музей, Южно-Сахалинск

2001 “Зооантропомозы”. Мастерская “Арт Москва”, ЦДХ, Москва; “Блудная дочь”. Музей “Дом станционного смотрителя”, станция Выра; галерея “Navicula Artis”, С-Петербург; “В поисках утраченного времени”. Галерея Кринс-Эрнст, Кёльн; “Свидетельство гармонии”. Ярославский художественный музей, Ярославль; “Книга Сияния”. Международный центр ручной печати, Александрия, Вирджиния, США

2002 “Вредители”. ЦДХ, Москва

2003 “HOMO-LIGNUM 03”. ГЦСИ, Москва

2005 “В пределах Прекрасного”. ГТГ, Москва

2008 сская идея”. Центр “ДОМ”, Москва; XL галерея, Москва

2008 “Грибы русского авангарда”. A-Foundation, Rochelle School, Лондон; Galerie Sandmann, Берлин; “Русская идея”. Сведебанк, выдвижение на премию, музей Куми, Таллин

2009 “In Situ”. Музей истории искусств, Вена

2010 “Дом Эрастовых”, персональная выставка И.Макаревича. XL Галерея, Москва


Групповые

1980–1981 “Новые тенденции русского современного искусства”. Центр современного русского искусства, Нью-Йорк; Центр современного искусства, Виледу, Франция; 2-я Международная Триеннале рисунка, Вроцлав, Польша

1984 “Русское искусство самиздата”. Центр современного искусства, Лос-Анджелес, США

1990 “От весны к лету. Советское концептуальное искусство Эры позднего Коммунизма”. Музей искусства, Такома; Институт современного искусства, Бостон, США; “В сторону объекта”. Коллекция современного искусства музея-заповедника Царицыно, Москва; “К Объекту”. Стеделик музеум, Амстердам, Голландия; “Экспозиция”. Музей-заповедник Царицыно, Москва; “Адаптация, негативация социалистического реализма”. Музей Олдридж, Коннектикут, США

1991 “Другое искусство”. Государственная Третьяковская галерея, Москва; “МАНИ Музей”. Монастырь Кармелитов, Франкфурт на Майне, ФРГ “Советское современное искусство от Оттепели до Перестройки”. Художественный музей Сеттагая, Япония; “Современные русские художники”. Сантьяго-де-Компостела, Испания

1992 “После СССР”. Музей Гронингер, Голландия; “Перспективы концептуализма”, музей Северной Каролины, США; “В Москву... В Москву...”. Вилла Комполетто, Государственная галерея современного искусства, Болонья, Италия

1993 “Гуманитарная Помощь – Посылки для Германии”. Центральный Дом Художника, Москва; Транен-Паласт, Берлин; “Перспективы концептуализма”. Центр искусства Санта Фе, Нью-Мехико, США; “Временный Адрес”. Музей почты, Париж; “Монументы. Трансформация для будущего”. Институт современного искусства, Москва; “От Малевича до Кабакова”. Русский Авангард 20-го столетия, из музея Людвига, Кёльн, Германия; “Национальные традиции и постмодерн”. Государственная Третьяковская галерея, Москва

1994 “Место спасения – Москва”. Людвиг Форум, Аахен, Германия

1995 “Нонконформисты в России 1957–1995”. Музей Вильгельм Хак Людвигсхафен на Рейне; Документа-халле, Кассель; музей Линденау, Альтенбург, Германия; “Мера сил Конец Великой Утопии”. Кунстферейн, Мюнхен, Германия; “Художники московской сцены”. Галерея Хоенталь и Берген, Мюнхен, Германия; “Meра сил – вместо Археологии”. Академия Искусств, Берлин; “Частный взгляд на войну”. ИСИ, Музей Дома на набережной, Москва; “Полет–Уход– Исчезновение”. Московское концептуальное искусство. Галерея столицы Праги, Прага; Хаус ам Вальдзее, Берлин; Штатгалери им Софиенхоф, Киль, Германия

1996 “От Гулага до Гласности”. Коллекция Нортона и Ненси Додж в художественном музее Ратгерс, Университет Нью-Джерси “Зона”. Государственная Третьяковская галерея, Москва

1997 “Мир чувственных вещей”. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва; “Современное русское искусство”. Mucsarnok, Будапешт

1998 “Мир этих глаз 2”. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары; “Тело и Восток”. Музей современного искусства, Любляна

1999 “Книга художника”, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

2000 “Искусство против географии”. Государственный Русский музей, С.-Петербург; “Личный взгляд”. Международный центр ручной печати, Александрия, Вирджиния, США; Государственная Третьяковская галерея, Москва

2001 “Таинственный родственник”. Минералогический музей им. Ферсмана РАН, Москва

2003 “Новое начало. Современное искусство из Москвы”. Кунстхалле, Дюссельдорф, Германия; “Берлин – Москва”. Martin-Gropius-Bau, Берлин; “Московский концептуализм”. Kupferstichkabinett Staatliche Museen zu Berlin, Берлин; “Иллюстрированная Конституция Российской Федерации”. Московский музей современного искусства, Москва

2004 “Esotericum”. Московский музей современного искусства, Москва; “Москва – Берлин”. Исторический музей, Москва; “Варшава – Москва 1900–2000”. Национальная галерея искусств Захента, Варшава; Государственная Третьяковская галерея, Москва; “По ту сторону Памяти”/нонконформистское искусство из Советского Союза 1956–1986. Выставка работ, связанных с фотографией из коллекции Нортона Доджа. Зиммерли музей искусства, Государственный Университет Нью-Джерси, Нью-Брунсвик

2005 1-я Московская Биеннале современного искусства/участие в разделе “Сообщники”. Государственная Третьяковская галерея, Москва; “Москва – Варшава 1900–2000”. Государственная Третьяковская галерея, Москва; Meждународная Биеннале в Праге; “Русский поп-арт”. Государственная Третьяковская галерея, Москва; “Смысл жизни – смысл искусства”. Государственная Третьяковская галерея, Москва; музей Людвига, Будапешт; Государственный Русский музей С.-Петербург; Музей современного искусства, Любляна; “Коллаж в России”. Государственный Русский музей, С.-Петербург

2006 “Происхождение видов”/искусство в эпоху социального дарвинизма Музей современного искусства префектуры Тояма, Музей современного искусства, Хиросима, Япония; “Прохождение Чернобыля”. Центр современного искусства, Барселона; “Россия!”. Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк, Бильбао

2007 “Архитектура Ad Marginem”. Государственный Русский музей, С.-Петербург; “Приключения чёрного квадрата”, Государственный Русский музей, С.-Петербург; “Слово и образ”. ГЦСИ, Москва; “Учиться у Москвы”. Государственная галерея, Дрезден

2008 “Коллекция Русского и Восточно-европейского Искусства из собрания Фонда Колодзей”. Художественный Музей Челси, НьюЙорк; “Тотальное Просвещение. Концептуальное искусство в Москве 1960–1990”. Ширин кунстхалле, Франктфурт, Германия; Фонд Хуана Марча, Мадрид; “Русское бедное”. Фонд Гельмана, Пермь; “Арт-Индекс”, Латвийский Национальный Художественный музей, Рига; “Алтари Авангарда”. Музей современного искусства, Загреб; “Этот Смутный Объект Искусства/современное русское искусство 1975–2007”. Музей истории искусств, Вена; “Перформация Архива”/Коллективные Действия в1970 и 1980-е. Зиммерли Музей, НьюДжерси; “Русское Искусство. Парадоксы истории”. Национальная Художественная Академия, София

2009 “Другая Мифология”. ГЦСИ, Москва; “Русские Бумаги”. Галерея “Синий квадрат”, Париж; “Тайная жизнь тел”. Открытая Галерея, Москва; “Кризис самоидентификации”, Открытая Галерея, Москва; “Соблазн”, Открытая Галерея, Москва

2010Мужское начало”. Открытая Галерея, Москва; “Воспоминания и сны”. Открытая Галерея, Москва; “Контрапункт: современное русское искусство”. Лувр, Париж

2011В поисках шедевра”. Открытая галерея, Москва; “Пустые зоны. Андрей Монастырский и “Коллективные действия”. 54-ая Венецианская Биеннале, русский павильон, Венеция, Италия

2012Я БЫЛ ЗДЕСЬ!”. Открытая галерея, Москва
Тираж ограничен”. Открытая галерея, Москва

 

Собрания

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Коллекция современного искусства Государственного музея-заповедника Царицыно, Москва

Музей МАНИ, Москва

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Musee National d`Art Moderne, Париж

Berliner Gallery, Берлин

Kringst-Ernst Galerie, Кельн, Германия

“Инкомбанк”, Москва

Museum Ludwig, Кельн, Германия

Zimmerly Art Museum, Rutgers University, Нью-Брунсвик, НьюДжерси, США 

 

Из серии «Портрет Пиноккио». 2002 – 2006. Холст, масло. 100 × 75

Из серии «Портрет Пиноккио». 2002 – 2006. Холст, масло. 100 × 75

Из серии «Портрет Пиноккио». 2002 – 2006. Холст, масло. 80 × 60

Из серии «Портрет Пиноккио». 2002 – 2006. Холст, масло. 80 × 60

Из серии «Карты Таро». 1995. Акварель.

Из серии «Карты Таро». 1995. Акварель.

Из серии «Homo Lignum». 1996 – 2000. Смешанная техника. 60 × 50

Из серии «Homo Lignum». 1996 – 2000. Смешанная техника. 60 × 50

Из серии «Насекомые». 2009

Из серии «Насекомые». 2009