Открытая галерея
Москва, Трубниковский переулок 22, строение 2
+7(495) 772 2736
+7(499) 530 2727
ср-пт 15:00 – 20:00
сб 12:00 – 18:00 

Андрей Монастырский

 

Андрей Монастырский – один из столпов московского концептуализма, самого влиятельного течения в отечественном современном искусстве ХХ века, сопоставимого только с историческим авангардом 1910 – 1920-х годов. Можно сказать, что сегодня у этого течения есть два лидера – Илья Кабаков и Андрей Монастырский. Заслуга давно живущего на Западе Кабакова прежде всего в том, что он открыл московский концептуализм международному арт-миру и убедил всех в том, что именно этот художественный язык адекватнее всего может описать опыт жизни в Советском Союзе.
Монастырский, за рубежом известный куда меньше (хотя в его биографии есть участие в трех Венецианских биеннале – 1977, 2003 и 2007 года, и в Кассельской Документе 2007 года), скорее, объяснил московский концептуализм ему самому, превратив его из одного из направлений в искусстве в своего рода философское учение, а так же в уникальную и единственную в отечественном неофициальном искусстве того времени, не имевшего музеев, галерей, критиков, кураторов, исследователей, художественную институцию. Московский концептуализм стал еще и системой самоинтерпретации и самодокументирования художественного процесса.
Андрей Монастырский пришел в современное искусство из литературы – он начинал с сочинения поэтических текстов. С 1975 года Монастырский создавал так называемые “акционные”, интерактивные объекты. А в 1976 основал группу “Коллективные действия”, в которой в разное время принимали участие Николай Панитков, Никита Алексеев, Елена Елагина и Игорь Макаревич, Георгий Кизевальтер, Сергей Ромашко, Сергей Летов и многие другие художники, писатели, музыканты и мыслители. К настоящему моменту “КД” провели более 120 акций, описанных и истолкованных в одиннадцати томах “Поездок за город”. Как и следует из названия издания, акции “КД” происходили, как правило, за городом (хотя были и городские, и квартирные акции). Но при этом “КД” трудно назвать лэнд-артом – природа была важна как абстрактное, отстраненное пространство, белый лист, не засоренный идеологическими смыслами. Как настоящих концептуалистов, “КД” интересовали механизмы порождения смысла – но и способы выхода за пределы всех привычных значений, момент, когда умозрительное превращается в иррациональный опыт, сходный с озарением. Неслучайно сам Монастырский говорит о деятельности “КД” как о некоей духовной практике. Акции “КД” проводились для узкого круга зрителей-соучастников: широкая публика Монастырского не интересует и сегодня. Акции “КД”, как и деятельность созданной в 2008 году группы “Капитон”, куда так же вошли Юрий Лейдерман и Вадим Захаров – это искусство, интересное и новое прежде всего для самих художников, по-прежнему позволяющее московскому концептуализму оставаться некоей самодостаточной, самонастраивающейся и саморазвивающейся системой, не зависящей от прихотей рынка и пристрастий широкой публики.

Ирина Кулик


1949
родился в Петсамо Мурманской обл.
1980 окончил МГУ, филологический факультет
с 1975 концептуальные работы, объекты, перформансы, тексты и т.д.
с 1976 член группы “Коллективные действия”
1981 составление первой папки МАНИ
1986 – 1990 сборники МАНИ; составление томов “Поездки за город” группы “Коллективные действия”
1999 “Словарь терминов московской концептуальной школы”
2003 лауреат премии Андрея Белого
2008 лауреат премии “Соратник”


Основные выставки

Персональные

1990 “Особенные истории” (c Конрадом Аткинсоном). КЛАВА, выставочный зал на Автозаводской, Москва

1991 “Ситуация искусства в музее МАНИ”. МАНИ, Московская область

1994 “Подписи”. Kunstwerke, Берлин

1995 “Графика и инсталляция” (с П. Пепперштейном). Галерея Paszti-Bott, Кёльн, Германия

1996 “Ветка”. XL-Галерея, Москва

1998 “Госагропром”. Галерея “Obscuri Viri”, Москва

2000 “70-е годы и др. работы”. Галерея “Navicula artis”, С.-Петербург

2004 “Охота на мышь” ( с В. Захаровым). Галерея Stella Art, Москва

2005 “Земляные работы”. Галерея Stella Art, Москва

2007 “Зима 1983 – 2008”. Мала галерея, Любляна

2008 “Андрей Монастырский”. Kunstihoone, Таллин

2010 “Андрей Монастырский” (на Гоголевском бульваре). Московский музей современного искусства, Москва

2011 “Пустые зоны. Андрей Монастырский и «Коллективные действия». 54-ая Венецианская Биеннале, русский павильон, Венеция, Италия; Андрей Монастырский, «Коллективные действия». E-flux, Нью Йорк; «За город: Андрей Монастырский, „Коллективные действия“». Биеннале Performa, Нью-Йорк.

2012 Андрей Монастырский, «Коллективные действия». Trips out of Town (1980-2006). Regina Gallery, London.

2013 Носители. Галерея XL, Москва.


Групповые

1977 “La nuova Arte Sovietica. Una Prospettiva Non Officiale”. Венецианская Биеннале, Венеция

1981 – 1982 “Russian New Wave”. Contemporary Russian Art Center of America. Soho. International Art Center. New York

1988 “Ich lebe – Ich sehe”. Художественный музей, Берн, Швейцария

1989 “Дорогое Искусство”. Дворец Молодежи, Москва

1990 “Между Весной и Летом”. Такомский художественный музей, Такома; Институт современного Искусства, Бостон; Центр современного искусства Де-Мойн, Де-Мойн, США

1991 “МАНИ Музей”. Монастырь Кармелитов, Франкфурт на Майне, ФРГ; “Советское Искусство в 1990-е годы”. 2-я Бинационале Израиль/СССР; Кунстхалле, Дюссельдорф, Германия

1992 “Перспективы Концептуализма”. Музей Северной Каролины, США; “МАНИ Музей”. Монастырь Кармелитов, Франкфурт на Майне, ФРГ

1993 “Passaggio a Oriente”, Венецианская Биеннале, Венеция

1994 “Место спасения – Москва”. Людвиг Форум, Аахен, Германия

1995 “Нейтральная Территория”. Центр современного искусства, Копенгаген

1998 “Out of Actions”. Музей современного искусства, ЛосАнджелес, США; “Praprintium”. Staatsbibliothek, Берлин; Neues Museum Weserburg, Бремен; Museum fuer literatur am Oberrhein, Карлсруэ, Германия; Oesterreichischen Nationalbibliothek, Вена; Minoritenkloster, Грац, Австрия

1999 “Global conceptualism”. Queens Museum of Art, Нью-Йорк; “Kunst im Untergrund”. Albertina Museum, Вена

2000 “Искусство ХХ века”, Государственная Третьяковская галерея, Москва; “L’autre moitie de l’europe”. Galerie Nationale Jeu de Paume, Париж

2002 “In capital letters”. Kunsthalle Basel, Базель, Швейцария; “Московский минимализм”, Dusseldorf Kunsthalle, Дюссельдорф, Германия

2003 50-я Венецианская Биеннале, Венеция; “Московский концептуализм”, Kupferstichkabinett, Берлин; “Москва – Берлин/Берлин – Москва”. Martin-Gropius-Bau, Берлин

2004 “Москва-Берлин – Берлин-Москва 1950-2000”. Государственный Исторический Музей, Москва

2005 “Ангелы истории”. MuHka, Антверпен; “Russia!”. Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк; “Рефлексия”. ГЦСИ, Москва

2006 “Vincent 2006”. Stedelijk Museum, Амстердам; “Artists Against The State: Perestroika Revisited”. Галерея Рональда Фельдмана, Нью-Йорк

2007 Documenta 12, Кассель, Германия; 52-я Венецианская Биеннале, Венеция; “Романтический концептуализм”. Kunsthalle Nurnberg, Нюрнберг, Германия; “История российского видеоарта. Том 1”. Музей современного искусства, Москва; “Who's got the Big Picture?”. Museum van Hedendaagse Kunst Antwerpen, Антверпен, Бельгия; “Мыслящий реализм”. Государственная Третьяковская галерея, Москва; “Горе от ума”. Государственный Литературный музей, Москва

2008 “Другая мифология”. ГЦСИ, Москва; “Будущее зависит от тебя. Новые правила”. Этнографический краевой музей им. В.К. Арсеньева, Владивосток; музейно-выставочный центр, Красноярск; Дальневосточный художественный музей, Хабаровск; Свердловский областной краеведческий музей, Екатеринбург; областной художественный музей, Самара; музей современного искусства, Москва

2009 “Коллекция и архив Вадима Захарова”. ГЦСИ, Москва; “История российского видеоарта. Том 2”. Московский музей современного искусства, Москва; “Другая мифология”. ГЦСИ, Москва; “Тайная Жизнь Тел”. Открытая Галерея, Москва

2010 “Прятки”. Музей современного искусства, Чикаго, США; “Архстояние 2010. Лето”. Деревня Никола-Ленивец, Калужская область; “Город”, Открытая Галерея, Москва; “Урок Истории“, Palais de Tokyo, Париж; “Воспоминания и сны”. Открытая Галерея, Москва; “Контрапункт: современное русское искусство”. Лувр, Париж

2011В поисках шедевра”. Открытая галерея, Москва 
Пристальный взгляд меняет объект разглядывания”. Открытая галерея, Москва

2012 Тираж ограничен”. Открытая галерея, Москва


Собрания

Государственная Третьяковская Галерея, Москва
Государственный Русский Музей, Ст.Петербург
Центр Помпиду, Париж
Библиотека Конгресса США, Вашингтон
Музей Людвига, Кёльн, Германия
Музей Современного Искусства, Берлин
Zimmerly Художественный Музей, Ратгерс, США
Музей искусства университета Дюк, США
Художественный Музей Северной Каролины, США
Художественный Музей Силкеборга, Дания
Wurth Музей, Кюнцельзау, Германия
Коркоранская Художественная Галерея, Вашингтон
Берлинский Городской Музей Kupferstichkabinett, Берлин
Московский Музей Современного Искусства, Москва
Государственный Музей Современного Искусства в Салониках, Греция
Государственный Центр Современного Искусства, Москва
Музей Королевы Софии, Мадрид
Музей MuHKA, Антверпен, Бельгия

 

«Дали под Лобней», из серии «Золотые линии». 2009. Фотография, металл, маркер, 57 × 42

«Дали под Лобней», из серии «Золотые линии». 2009. Фотография, металл, маркер, 57 × 42

«Психиатрия», из серии «Золотые линии». 2009. Фотография, металл, маркер, 40 × 50

«Психиатрия», из серии «Золотые линии». 2009. Фотография, металл, маркер, 40 × 50

Без названия. 1990. Фотография, пластификация на дибонде. 130 × 89 см.

Без названия. 1990. Фотография, пластификация на дибонде. 130 × 89 см.