Открытая галерея
Москва, Трубниковский переулок 22, строение 2
+7(495) 772 2736
+7(499) 530 2727
ср-пт 15:00 – 20:00
сб 12:00 – 18:00 

Авдей Тер-Оганьян

 

9 декабря 1961 Родился в Ростове-на-Дону.
1976 Поступил в художественную школу, учился у скульптора Бориса Ивановича Мыгаса, его уроки Тер-Оганьян считает своей единственной школой.
1978 – 1982 Учился в Ростове-на-Дону в художественном училище им. М.Б. Грекова на живописно-педагогическом, затем на театральном отделении. Был два раза исключен «за авангардизм», училище так и не закончил.
1980 Первая персональная выставка в клубе «ЭТО».
1984 – 1986 Жил в Болгарии с женой Марианной Марковой – подданной НРБ, работал на сахарном заводе.
1987 первое участие в выставке в ростовском ДК Строителей картиной «Портрет Рафаэля Санти».
1988 Участвовал в организованной Юрием Шабельниковым однодневной выставке в ДК «Прибой» в Таганроге.
1988 участвовал в выставке новаторского объединения «Жупел» в Выставочном зале Союза художников на ул.Горького.
1988 сентябрь. Организовал независимую галерею в кооперативном туалете «Прогресс». После первой выставки «Провинциальный авангард» галерея была закрыта.
1988 лето. Устраивал «коммерческие перформансы» и продавал картины на Арбате в Москве.
1989 февраль. На выставке «Италия имеет форму сапога» в ростовском Выставочном зале Союза худоников на Набережной впервые было представлено товарищество «Искусство или смерть»: Константинов, Кошляков, Немиров, Слепченко, Тимофеев, Шабельников, Тер-Оагньян.
1989 совместно с Немировым организует «Выставку, которая не считается, потому что все очнеь плохо», гостиница «Юность».
1989 Переехал в Москву.

1990
На совместной с Валерием Кошляковым и Юрием Шабельинковым выставке «Великие чародеи живописи» в Пересветовом переулке (зале на Автозаводской) представил «Картины для музея».
Копии пейзажей Писсаро и Моне, «Флаг» Джаспера Джонса, несколько писсуаров Дюшана, «Мэрилин Монро» Уорхола и множество других сделанных до и после этой выставки копий должны были компенсировать отсутствующие в отечественных музеях шедевры живописи ХХ века – естественно, что «художник из провинции», никогда не имевший возможности взглянуть на оригиналы писал их по книжным репродукциям. Музейный проект получил развитие в 1993, в проекте Галереи «Вперед!» или передвижного музея – компактной и мобильной институции, умещающейся в машине, способной, подобно передвижным агитпунктам, нести модернистскую культуру, воплощенную в совсем уже маленьких холстах в массы. А в 1992 для тянущегося к недоступному искусству массового потребителя со скромными возможностями, Тер-Оганьян сделал небольшие фоторепродукции с репродукций – некоторые в овальчиках на пластике – в фотоателье, где их для пущей красоты еще и раскрасили сотрудники фотоателье, в простонародном стиле.

1990 Куратор выставок «В ожиданни отдыха» в Выставочном зале на Петровских линиях и «За культурный отдых» в Выставочном зале на Каширке.
1991 совместно с Константином Реуновым организует «Выставку-продажу» в зале в Пересветовом переулке – в разгар антиалкогольной компании на вернисаже торговали вином.

1991
Совместно с Константином Реуновым организовал некоммерческую «Галерею в Трехпрудном»: вернисажи устраивали в течение двух лет еженедельно, каждый четверг, в 19:00; всего состоялось 96 выставок. Галерея в Трехпрудном стала одной из важнейших площадок Москвы, выдвинула художников, определявших лицо столичной художественной сцены 2000-х.
Идеолог, куратор галереи, автор и соавтор многих ее выставок, перформансов, среди которых были и натуральная свадьба и экскурсия по Москве, Тер-Оганьян практически превратил ее в собственное, аппроприированное у всей компании произведение. На этой, как и на других площадках, где он выступал в начале 1990-х, несколько лет назад придумавший «Общество по борьбе с обществом трезвости» Тер-Оганьян развивал важную для него лично, а также для мировой, а особенно – отечественной изобразительной традиции тему художественного алкоголизма и его отображения в произведениях искусства. В акциях «Море водки» (совместно с Аксеновым, Реуновым, Кошляковым, 1991), где на фоне рисованного моря стоял стол с водкой, «Милосердие» (совместно с Реуновым, 1991) – оживившей репродукции Рембрандта с изображениями нищих настоящих бомжей, «Не фонтан» (1991, совместно с Реуновым, Харченко), когда изобилие пива вело к единственному возможному месту – выставленному в зале писсуару окруженному фотографиями фонтанов – проблема рассматривалась с разных сторон, но самым принципиальным и завершенным высказыванием на тему стало произведение «В сторону объекта» 1992 года: на полу галереи лежало недвижимое тело Тер-Оганьяна. Вино-водочные сюжеты причудливо соединяясь с приемами аппроприации и в живописи в проекте «Художник и его модель» 1994–1995 года: он демонстрировал результаты работы художника, твердо знающего, что надо писать с натуры и за неимением никакой другой, воспроизводившего пейзажи с бутылочных этикеток.

1992 Выставка «Натюрморт с подсвечником» в галерее М. Гельмана.
1993 Акция «Футуристы выходят на Кузнецкий» обозначившая расстояние между эпатажем многолетней давности и современной ситуацией.
1992 куратор выставки «Вопросы искусства» в L галерее .
1994 участие в выставке «Художник вместо произведения» ЦДХ.
1994 Fluchtpunkt Moskaw / Точка схода – Москва. Ludwig Forum, Аахен.
1994 Первая поездка за границу, в Париж.

Впервые увидев подлинные произведения Баскиа, Джаспера Джонса, других художников, произведения которых он аппроприировал, в Париже Тер-Оганьян нашел формальный ход, которым пользуется до сих пор: начал оставлять свободные от изображения поля с подписями – так, как делается это в печатной продукции, физически обозначая дистанцию между копией и оригиналом.
1997 3 Biennale of Contemporary Art. Cetin, Черногория.

1995 – 1998
Проект «Школа современного искусства» или «Школа авангардизма», впервые представленный в ЦСИ, несколько лет развивался в сквоте на Бауманской, куда переехали многие художники с Трехпрудного. Юные участники школы практиковались в эпатаже (1997, презентация «Школы перформанса» на фестивале «Золотая маска») учились «сбрасывать классиков с парохода современности» (1997, сделанное после серии встреч молодых и дерзких с заслуженными людьми видео «Вон из искусства»), делали упражнения на цитирование: рисовали почеркушки с писсуара; на разрушение работы — сжигали, разбивали, повторяли перформансы; практиковались в обращении с власть придержащими галеристами, критиками, кураторами – акция «Лизание жопы нужным людям». Задуманная как пародийный проект, Школа стала кузницей кадров для поколения художников, объединявшихся затем в группы («Радек»).
Самой эффектной акцией участников Школы стала Баррикада на Никитской улице, самой громкой – «Юный безбожник» на ярмарке «Арт-Манеж» (1998, декабрь, Манеж) – ее резонанс превзошел все представления о художественном скандале. Неожиданно для самого себя, художник попал в болевую точку потерявшего всякие социальные ориентиры общества, так что после возбуждения дела по статье 282 (Разжигание вражды) под угрозой тюрьмы и физической расправы вынужден был эмигрировать.
1999 просьба о предоставлении политического убежища в Чехии, живет в лагере для беженцев.

1999 Персональная выставка «10 лет в искусстве» ЦСИ.
2000 Переезд в Прагу.
2000 Персональная выставка Галерея «Вперед!» в пражской галерее NOD.
2001 Работы представлены на выставке «Безумный двойник» в ЦДХ.
2002 Получает статус беженца.
2003 Персональная выставка «Yves Klein» в пражской галерее Display.
2004 Переезд в Берлин.
2004–2007 Руководит галерей «Вперед!» в Берлине.
Посылая в Москву живописные работы – большей частью копии прежде сделанных копий, повторения старых работ, в берлинской галерее устраивает перформансы, развивая идеи школы, отношения искусства с действительностью.

2004
Проект «Радикальный авангардизм». Простенькие абстракции с заимствованными из статей российской конституции надписями «Это произведение направлено на разжигание национальной вражды», «Это произведение направлено на унижение национального достоинства» были сделаны под сильным впечатлением заключений экспертов, писавших по заказу прокуратуры заключение по выставке «Острожно, религия!».

2005 Участвует в выставке «Россия 2» серией «Радикальный абстракционизм».
2005 Ретроспектива в Ставангере, Норвегия.
2005 1 Turin Triennial, Fondazione Sandretto, Re Rebaudengo, Турин, Италия.
2006 Russia! S. Guggenheim Museum, Bilbao.
2007 Возвращение в Прагу.

2008
совместная с Зоей Черкасской выставка в галерее М&Ю. Гельмана «Ольга Свиблова – говно или Конец критического дискурса». Резкий, с переходом на личности анализ современной художественной ситуации, подводящий итоги нескольких десятилетий развития отечественного современного искусства, Тер-Оганьян посвятил куратору последнего российского павильона на Венецианской биеннале. С помощью большой инсталляции: комиксов, лозунгов, карикатур, портретов, копий картин, он в легкой и непринужденной форме «указывает и на основные пороки современного искусства России, и отдельных его представителей: коррупцию, карьеризм, продажность, тупость, бездарность, убожество, хитрожопость и т.д.».

2009 Участвовал в выставке «Русский леттризм», ЦДХ.
2009 Участвует в ретроспективной выставке товарищества «Искусство или смерть» в Государственном музее современного искусства Российской Академии художеств, Москва.

2010
Одиночный пикет-акция перед зданием Лувра «Я требую убрать мои картины из Лувра». Столкнувшись сначала с нежеланием российских чиновников дать разрешение на вывоз его работ из серии «Радикальный абстракционизм», и из солидарности с коллегой-эмигрантом Олегом Мавроматти, Тер-Оганьян требовал исключить собственные работы из выставки «Контрапункт.Современное русское искусство».

2012
Тираж ограничен”. Открытая галерея, Москва

Без названия. 1980ые. Гуашь, бумага. 73 х 52 см.

Без названия. 1980ые. Гуашь, бумага. 73 х 52 см.

 Мужчина на берегу моря. 1982. Оргалит, масло. 74х59 см.

Мужчина на берегу моря. 1982. Оргалит, масло. 74х59 см.

 Натюрморт с кофейником и мандолиной. 1984. Оргалит, масло. 71 х 65 см.

Натюрморт с кофейником и мандолиной. 1984. Оргалит, масло. 71 х 65 см.

Без названия. 1980ые. Бумага, гуашь. 76 х 57 см.

Без названия. 1980ые. Бумага, гуашь. 76 х 57 см.